Подготовка ткани

Прежде чем приступить к вышиванию, надо выровнять ткань по основе и утку, наметить расположение узора на ткани, нанести узор и запялить ткань. Края ткани выравнивают следующим образом: выдергивают крайнюю нить и по её следу отрезают лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом.

Часто вдоль подвернутого края скатерти или салфетки выполняют узор в виде полоски. Такие полоски могут делить плоскость изделия на квадраты или прямоугольники, в которых вышивают основной узор. Прежде чем переводить узор, на ткани намечают расположение этих полосок. Для удобства выполнения швов, а также для более точного расположения их на ткани, из нее выдергивают одну нить. После этого основной узор переводят на ткань, располагая его между линиями от выдернутых нитей. По их следу выполняют один из швов, например, вперед иголку, козлик, косичку, после того, как будет выполнен основной узор. Геометрический узор на ткани с четким переплетением нитей можно выполнять по счету нитей ткани.

Если узор выполняется на плотной ткани, на которой нельзя считать нити, его переводят на ткань способом припороха. Для этого рисунок наносят на миллиметровую бумагу. Затем на прокладку из ткани или газеты кладут лист кальки, а на неё миллиметровку с узором и прокалывают обе бумаги в местах, где линии узора совпадают с точками пересечения вертикальных и горизонтальных линий клетки. Лист кальки с узором из проколов — сколок — слегка протирают тряпочкой, смоченной в керосине, кладут на ткань и прикрепляют к ней в нескольких местах. Из сукна, фланели или ваты приготовляют тампон, обертывают его марлей и смачивают в керосине.

Если ткань светлая, таким тампоном протирают сначала окрашенную сторону темной копировальной бумаги, затем сколок. Вместо копировальной бумаги можно взять порошок синьки и смешать его с керосином. Красящий состав пройдет сквозь дырочки кальки, образуя на ткани припорох — следы в виде точек, по которым можно вышивать.

Для перевода рисунка на темные ткани тампон смачивают в керосине, смешанном с мелом или зубным порошком. Можно использовать для этой цели пасту, ни с чем ее не смешивая. Этот способ дает возможность избежать искажений рисунка при переводе его на ткань, ускорить и облегчить труд, особенно там, где один и тот же узор вышивают несколько раз. Если нет возможности приготовить сколок, узор переводят с помощью копировальной бумаги. Бумагу с узором кладут на ткань и прикрепляют её булавками. Затем под рисунок кладут копировальную бумагу жирной стороной к ткани. Остро отточенным карандашом делают проколы миллиметровки с копировальной бумагой в местах, где линии узора совпадают с точками пересечения вертикальных и горизонтальных линий клетки. На ткани останутся точки, по которым можно вышивать.

Для светлых тканей берут темную копировальную бумагу (черную, синюю, зеленую), для темных—светлую (белую, желтую).

После нанесения рисунка на ткань ее запяливают. Небольшой кусок ткани трудно запялить в круглые пяльцы. Поэтому к его краям катушечными нитками № 40 пришивают полоски любой ткани, которые по окончании работы можно легко удалить.

Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая — сверху пялец. Правая рука проводит иглу наизнанку вышивки острым ее концом, а левая, взяв иглу за острый конец, выводит ее на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой. Так вышивают на редких тканях. Вышивая на плотных тканях, иглу с изнанки на лицевую сторону выводят острым концом. Для этого, прежде чем выколоть иглу на лицевую сторону, ее переворачивают левой рукой.