Вышивка
многоцветной тоновой гладью дает возможность приблизить цвета
вышивки к природной окраске, передать цветовые оттенки, светотени
и объемность изображаемых предметов. Такая гладь применяется
в основном для вышивки различных цветов и фруктов, букетов,
при изготовлении декоративных панно и салфеток, небольших скатертей,
подушек.
Многоцветную
тоновую гладь часто сочетают с белыми ажурными (вырезными) сетками,
с цветными настрочными сетками или мережками.
Вышивку
надо выполнять тонкими шелковыми нитками № 65, 33 или мулине
(шелковыми нитками рекомендуется вышивать декоративные панно
и дорожки, а мулине - салфетки, скатерти и подушки, которые
часто стирают). При выполнении многоцветной тоновой глади приходится
часто менять верхнюю нитку, нижнюю же нитку надо подобрать хлопчатобумажную
№ 80 или № 60 в цвет ткани и не менять ее в процессе вышивки.
Гладь лучше вышивать тонкими иглами (№ 70 или № 80).
Приступая
к вышивке тоновой гладью, необходимо подготовить машину: ослабить
натяжение верхней нитки, а при необходимости и нижней, так как
при вышивании приходится делать длинные стежки (5-7 мм) и при
этом оттягивать нитку, что может привести к стягиванию ткани
вокруг рисунка вышивки. Нижняя нитка не должна выбиваться наверх,
а верхняя - сильно уходить на изнаночную сторону.
Тоновую
гладь надо выполнять стежками разной длины, плотно прилегающими
друг к другу (техника полуглади), укладывая их ряд за рядом.
В начале следует обстрочить контур рисунка (в размере пялец).
Первый ряд стежков укладывать всегда начиная от края детали,
ударяя иглой сначала точно за обстроченный контур, а затем на
произвольную длину к середине (5-7 мм). Стежки каждого последующего
ряда должны как бы входить (вливаться) в промежутки между стежками
предыдущего ряда, не оставляя просветов.
Очень
важно, чтобы точки удара иглы второго ряда стежков не совпадали
с точками удара иглы первого ряда, а слегка (на 0,5-1 мм) перекрывали
их, только в этом случае образуется гладкая поверхность без
границ между рядами. Стежки не должны быть слишком длинными
(не более 7 мм), но и не должны переходить в строчку, поэтому
вначале надо потренироваться на отдельном куске ткани, медленно,
не торопясь, придерживая маховое колесо рукой. Тона ниток следует
менять ряд за рядом, для того чтобы переход от одного тона ниток
к другому был плавным. Нельзя допускать четких прямолинейных
границ между рядами, они должны быть как бы размыты.
В
вышивке тоновой гладью приходится часто менять направление стежков.
Для этого вначале делают небольшие вспомогательные стежки длиной
3-4 мм, а затем концы их перекрывают длинными стежками (5-7
мм) в нужном направлении.
Изгибы
и закругления по краю лепестков вышивают при помощи коротких
стежков (3-4 мм, а в некоторых случаях до 2 мм), направляя их
по форме лепестка. При вышивании длинными стежками нельзя добиться
плавного закругления.
Для
вышивки многоцветной тоновой гладью лучше использовать рисунки
цветов слегка упрошенной, стилизованной формы, но сохраняющие
при этом характерные особенности данного цветка. Не рекомендуется
брать для вышивки слишком натуральную форму и цвет цветов, так
как очень трудно на небольшой плоскости рисунка передать стежками
все изгибы и игру света.
Учиться
вышивать многоцветной тоновой гладью надо начинать с простых
цветов: ромашек, васильков, колосков, фиалок и постепенно переходить
к более сложным
- розам, анютиным глазкам и, только освоив вышивку отдельных
цветов, можно приступать к выполнению букетов.
Вышивать
цветы лучше на гладкокрашеных тканях без выработки (лен, полу/лен,
суровое полотно, шелк, шерсть и т. п.).
Для
фона рекомендуется подбирать неяркие, пастельные тона (серый,
серо-бежевый, серо-зеленый, кремовый, серо-бирюзовый, серо-голубой)
тона, так как на них хорошо выделяются все детали рисунка. Черный
и белый цвета слишком контрастны для фона.
Фон
не является главным элементом, поэтому цвет его не должен отвлекать
от основного узора вышивки, а наоборот, подчеркивать цвет основной
вышивки; они должны гармонично сочетаться друг с другом. Цвета
ниток для вышивки цветов, листьев и других деталей узора надо
подбирать (при дневном свете) близкие к природным, и каждый
цвет должен иметь еще 3-5 переходных тонов, близких между собой
по светлоте и насыщенности.
На
многих рисунках для вышивки многоцветной тоновой гладью указаны
цифры, обозначающие различные по светлоте тона ниток одного
цвета. Например, тон 1 - светло-зеленый, тон 2 - зеленый, тон
3-темно-зеленый и т. д. Для более крупных деталей рисунка применяется
больше тонов (4-5), для мелких - меньше (2-3).
Если
в наличии нет достаточного количества тонов ниток, то можно
каждым тоном прошивать по 2-3 ряда, а также смешивать имеющиеся
тона ниток. Например, вначале вышить нитками первого тона, затем
смешать первый тон и второй, получится новый промежуточный тон,
дальше вышивать вторым тоном и т. д. Переход от темного тона
к светлому должен быть плавным, через промежуточные тона. Цветы
имеют самую разнообразную форму, и даже в одном цветке лепестки
могут быть неодинаковыми по величине, форме и окраске. Листья
цветов также отличаются разнообразием - прямые, плавно изгибающиеся,
вогнутые, выгнутые, с отворотами. Поэтому, чтобы правильно расположить
цвета и оттенки ниток при вышивке цветов и листьев, необходимо
учитывать их форму, расположение на плоскости и освещенность.
На одном стебле или ветке верхние цветы или листья лучше освещены
и вышивать их следует более светлыми тонами ниток, а нижние
и те, на которые падает тень от других цветов и листьев, - нитками
более темных тонов. Выбрав рисунок вышивки, нужно прежде всего
определить цвет и форму цветов, листьев, на какие части рисунка
падает тень, а какие высветлены. Отметить на рисунке карандашом,
какие цветы и листья надо вышить светлее, а какие темнее. В
этом могут помочь живые цветы и открытки с изображением цветка.
Рисунки
вышивки многоцветной тоновой глади переводят на ткань через
копировальную бумагу, тщательно прорисовывая контуры цветов
и листьев и все дополнительные линии (жилки, тычинки). Для облегчения
вышивания на рисунке нужно нанести линии перехода от одного
тона ниток к другому и направление стежков. Линии рисунка не
должны быть жирными, иначе следы копирки будут пачкать нитки
и работа получится серой, грязной.
Начинать
вышивку следует с крупных деталей рисунка - с цветка, выполняя
лепесток за лепестком. Когда цветы выполнены вчерне, то есть
не очень плотными стежками, нужно перейти к листьям (без листьев
цветок не смотрится). После того, как весь рисунок выполнен,
работу надо снять с пялец и внимательно просмотреть, выявляя
недоработки. Если есть необходимость углубить или высветлить
отдельные детали рисунка, доработать вышивку нужными цветами
ниток. Для неопытной вышивальщицы сложно при помощи цветов ниток
передать природную форму и окраску цветов и листьев, поэтому
для начала следует познакомиться с общими техническими приемами
вышивки листьев и цветов.
Примечание:
Составляя
рисунок из двух цветов, вышивальщица должна брать такие, которые
цветут в одно время и в природе связаны: садовые с садовыми,
полевые с полевыми. Например, нарцисс хорошо сочетается с тюльпаном,
но нехорошо выглядит вышитый с осенней хризантемой. Василек
с ромашкой и колосом хороши вместе, но простоваты будут с розой.
Плохо выглядят соединенные в одном рисунке клубника с осенней
сливой, однако слива хорошо сочетается с фруктами своего времени
- яблоками, грушами и виноградом.
|